Amanita
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Что вы практикуете?
Всего ответов: 713
Реклама
Главная » Статьи » Буддизм

Счет вдохов и выдохов
Буддизм. Краткое наставление по счету вдохов и выдохов


Весь секрет счастья и успеха человека кроится в его внимательности. Чем больше он внимателен и осознает происходящее, тем более эффективны его действия. Эта практика определенно поможет улучшить внимательность и осознанность.

Комментарии выделяют три главных стадии практики анапанасати:

1. Счет (ганана): внимание направлено на дыхание, ведется счет вдохов и выдохов.

2. Соединение (анубандхана): внимание непрерывно следит за дыханием. Оно сейчас более устойчиво, счет прекращен.

3. Фиксация (тхапана): внимание стало еще более интенсивным, и ум достигает более высоких стадий.

Есть две точки, где вдох и выдох можно отследить с помощью внимания – это кончик носа или верхняя губа. Некоторым легче отслеживать давление воздуха на кончик носа, другим – на верхнюю губу. Внимание должно быть направлено на область, где восприятие контакта наиболее четко. Эту точку можно условно обозначить "точкой контакта”. В начале, необходимо прилагать усилия, что бы удерживать внимание на "точке контакта”, считая количество вдохов и выдохов. На следующей стадии совершается усилие для удержания внимания там же, но уже без счета. Наконец, усилие поддерживается для большего устойчивости внимания.

Можно применять два метода счета – медленный и быстрый, в зависимости от того, является ли внимание слабым или сильным. Сначала, как правило, ум неустойчив и непостоянен, внимание нестабильно. Поэтому на начальной стадии очень трудно отслеживать каждый вдох и выдох. Часто происходит сбой в подсчете, а некоторые вдохи и выдохи вообще проходят не осознанно. Это вполне естественно. Счет для того и предназначен, что бы не отвлекаться и не быть унесенным какой-то мыслью, воспоминанием, или внешним отвлечением. Поэтому стадия счета наиболее трудоемкая. На овладение счетом уходит большая часть времени пути.

Считают циклов, или вары; их шесть. Первый цикл, или вара – это счет вдохов и выдохов от одного до пяти; вторая вара – от одного до шести; третья от одного до
семи; четвертая – от одного до восьми; пятая от одного до девяти; и шестая – от одного до десяти. После завершения шестого цикла, следует опять считать с первого цикла. Во время длительных медитативных сессий вары также можно подсчитывать.

Что бы начать практику счета вар надо направить внимание на "точку контакта”, и когда вдох и выдох начали ясно отслеживаться, считать цикл дыхания как "один”. Потом следующий вдох и выдох – два, потом – три, четыре, и т. д. Просто, но и трудно, поскольку это требует усилий.

Если какой-то цикл дыхания не учтен, следует остановить подсчет и вернуться к началу, считая один, один, один, и т.д., пока не будет ясного восприятия процесса дыхания. Затем можно продолжать – два, три и т.д. до завершения шестой вары, то когда счет идет от одного до десяти. Поскольку в этом методе считаются только осознание циклы дыхания, он называется медленным счетом. В ходе практики число «неучтенных» циклов дыхания будут уменьшаться, а со временем внимание будет настолько устойчивым, что оно будет замечать все.

Нет необходимости в устном счете. Достаточно делать это в уме. Некоторые все же считают устно, другие считают вары по четкам, то есть, одна бусинка на одну вару, то есть на шесть циклов. Можно заранее планировать, сколько вар считать за медитативную сессию. С одной стороны, это удобно, поскольку йогин видит конкретно свою цель во время данной сессии. Это альтернативный метод определения длительности медитативной сессии по времени. Другими словами, можно определить, сколько находиться в медитации по времени, или по количеству вар.

Основа успеха практики – устойчивое восприятие и внимание. Когда каждый вдох и выдох ясно осознаются без счета, счет надо прекратить, и перейти к следующей стадии – «соединение». Соединение означает удерживание внимания непрерывно на "точке контакта” при этом осознавая дыхания без счета.

Как долго длится эта стадия? Пока не появится образ-двойник, патибхага нимитта. Этот образ появляется при более высокой степени сосредоточенности и имеет разные формы. Эту стадию надо поддерживать, пока образ-двойник не будет четко восприниматься, всякий раз, когда прилагается усилие.

На стадиях счета и соединения внимание было направлено на «точку контакта». После появления образа-двойника, усилие должно прилагаться согласно стадии «фиксации». Образы-двойники – это продукт сознания, не реальный объект, поэтому они быстро появляются и быстро исчезают. Как только они исчезают, их трудно снова породить. Следовательно, когда образ-двойник появляются, надо приложить особое усилие и закрепить внимание на нем, чтобы он не исчез, но становился все более отчетливым.


Образы на стадии счета называются предварительными образами, или знаками, парикамма нимитта. На стадии соединения они называются обретенными образами, уггаха нимитта. На стадии фиксации они называются образами-двойниками (патибхага нимитта).

Поглощенность с парикамма нимитта и уггаха нимитта – это предварительное самадхи. Самадхи, развитое посредством удерживания внимания на образе-двойнике на стадии фиксации, но до достижения джханы называется пограничным самадхи. Четыре джханы – это полное самадхи .

На стадиях счета и соединения объектами медитации постепенно утончаются и в конечном счете, может показаться, что они исчезли вообще. Когда это происходит, нужно продолжить удерживать внимание на "точке контакта”, отслеживая дыхание именно там.

Если дыхание хорошо отслеживается, должен появиться образ-двойник. А некоторое время спустя может быть осуществлена и джхана. Здесь, имеется в виду мирская джхана, после достижения, которой пять помех, или панча ниварана, устраняются.

Некоторые йогины могут успокоить дыхание так, что оно становится незаметным. Процесс успокоение дыхания до его исчезновения происходит автоматически, и это происходит стадии соединения. Неопытные практики могут подумать, что дыхание действительно прекратилось и прервать медитацию, чего не следует делать, поскольку сосредоточенность будет расстроена. На самом деле ничего с дыханием не случилось, оно просто стало очень тонким. Это надо иметь в виду.

Категория: Буддизм | Добавил: Pozd11 (17.02.2010)
Просмотров: 818 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наши Друзья
Реклама
Баннер
Эзотерический блог




Конструктор сайтов - uCoz