Бхикху Ньянананда – известный, очень эрудированный и плодотворный автор, который написал множество книг по буддийской философии.
Основа его метода – четыре защитных практики, выполняются одна за другой, пока в каждой не будет достигнут результат. Уникальность этого метода в том, что в нем используются слова и фразы, которые следует повторять в уме наподобие мантры. Сам наставник говорит, что слово – это мост между мыслью и действием, поэтому очень важно задействовать слова в практику.
Четыре защитных практики могут выполняться в любом порядке. Первая практика – памятование Будды – будхануссати.
Есть девять терминов, которые выражают качества Будды. Это –
О значении каждого качества можно узнать в статье «Девять качества Будды». Следует отметить, что эти не имена, и они не относятся только к личности Будды Шакьямуни. Скорее они характеризуют качества просветленного ума. Например, «Буддхо» – качество просветления; «Локавиду» – знания миров и т. д.
Рекомендуется выбрать одно из этих слов, которые вам лучше подходят. Краткие слова удобнее повторять, поэтому наиболее распространенное слово среди йогинов – это «Буддхо». Хотя опять таки у каждого свои предпочтения.
После того, как выбрано слово, следует сесть в медитативную позу и повторять это слово в уме, направляя на него все внимание, осознавая его значения. В данной практике не нужно применять никакие визуализации. Просто следует иметь общее представление о том, что означает это слово и сосредотачиваться на нем. Когда возникают помехи и отвлечения, необходимо устремить свое внимание на произносимое слово и устранить помеху. Этот метод похож на некоторые психотехники в тайском буддизме, в которых на вдохе умственно произносится «буд», на выдохе «дхо». В этом методе за дыханием следить здесь не нужно.
Выполняют эту практику обычно до достижения упачара-самадхи, или предварительного самадхи, которое предшествует первой джхане (дхъяне, санскрит). Джхана – это степень собранности ума. После того, как достигнуто состояние упачара-самадхи, обычно йогин переходит либо к дальнейшему развитию однонаправленности ума и достижению джхан по методу саматхи, или к обретению знаний по методу випассаны.
Следующая защитная практика – памятование смерти «маранасати». Следует тщательно обдумать тему медитации – непостоянство и смерть. Затем повторять слово «марана» – смерть, осознавая его значение. В отличие от традиционных методов, где используется визуализация себя в образе трупа, эта техника, как и предыдущая, выполняется без визуализации. Просто имеется в виду общая идея слова «марана», и равномерно повторяется слово, опять таки пока не будет достигнут результат – тот же, что и в предыдущей практике.
Следующая – асубхасати – осознавание нечистого аспекта тела. В принципе, то же самое только – осознается нечистый аспект тела и повторяется слово «асубха». Рекомендуется лицам с особо повышенным вожделением к сексу, или чрезмерным привязанностью к своему телу.
Развитие любящей доброты – меттабхавана – пожелание блага всем живым существам. Следует исполниться чувством симпатии, сострадания к существам, желая им того же счастья, которое мы желаем себе, утвердиться в этой мысли и повторять фразу «сукхи хоту» – будь счастлив, или «сукхи хонту» – будьте счастливы. Обычно эту практику начинают с пожелания блага и счастья себе. Глубоко прочувствовав это пожелание, переходят к «сукхи хоту» в отношении других существ.
Слова в этой практике – это не мантра, и сами по себе они не имеют магической силы. Они служат эффективными установками для ума, которые направляют его в нужном направлении. Когда ум начинает бегать во все сторон, повторением слова отогнать все отвлекающие мысли, как бы «вышибая клин клином».
Если достигнут плод в одной из этих практик, следует переходить к следующей. Во время медитативной сессии наставник рекомендует выполнять все практики. Например, если медитация длится в течение часа, то 5 – 10 минут надо посвятить одной, другой, третьей, а потом остальное время выполнять ту, с которой ведется работа.
Эти медитации можно выполнять не только во время формальных сессий, но и при ходьбе. Просто следует повторять слово, объект медитации, таким образом, ум йогина будет постоянно связан объектом медитации, что предотвращает блуждания и отвлечения.