Amanita
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Что вы практикуете?
Всего ответов: 713
Реклама
Главная » Статьи » Растафарианство

Что такое раста?
Растафарай (Rastafari) или, как у нас чаще говорят - "растафари", является религиозным движением черного населения Ямайки (Джамейки) за возвращение на свою историческую родину. Лидером движения, человеком который изложил свой взгляд на историю христианства был ныне покойный Маркус Гарви, бывший священник христианской методистской церкви. Основа движения "раста" - книга "Холи Пиби" (Holy Piby, HP). Своеобразно истолкованная библия со времен Адама. Согласно HP, первочеловеком был чернокожий эфиоп, рай на земле - Эфиопия, а Спаситель явленный нам - король Эфиопии (1930г.) - Рас Тафари Маконнен (Хайле Селассие I , что в переводе с амхарского - "Сила Святой Троицы") - прямой потомок Царя Соломона от Царицы Савской).

Стараясь придерживаться определенных правил общения и стараясь легче различать "своих", "раста" несколько искажают язык, вводя в него фонемные искажения с добавлением "исключающего" "I" ("Я"). Например, животворная "vital" ("витал") пища у них называется "ital" ("итальная", "итал"). Все "раста" считают себя частицами господа JAH, пришествия которого они ждут с нетерпением, ибо именно тогда, как считают "раста", "падет Вавилон" и "Железный Лев Сиона" ("Iron-Lion-Zion") воцарится и наступит новая эра человечества. Рай, явленный на земле.

Каждый "раста" с искренней любовью относится к другим "раста" - в разговоре их вы никогда не услышите "я", но всегда - "я-да-я", "ай-энд-ай" ("I-and-I"), то есть, когда "раста" говорит о себе или о другом "раста", он всегда имеет в виду всех "раста", осознавая тонкую связь всех "раста". Свое мироощущение "раста" выражают как "вибрации", "вайбрейшенс" ("vibrations"), "дух", ибо "вибрации" эти есть ни что иное, как тонкие энергии, объединяющие господа JAH со своими детьми - "раста".
Обман среди раста считается _крайне тяжким грехом_, независимо от того, кого "раста" обманул - непросветленного человека или своего "брата", ибо обман - это "оружие" Вавилона, в лице которого выступает современное общество потребления, западной поп-культуры, которому противостоит "дред".

"Раста" можно легко узнать по множеству антенн-косичек "дред локс"("dread locks") "устрашающие, ужасные патлы, локоны". "Раста" считают, что именно локоны позволяют им отгонять от себя злых духов и делают их похожими на Железного Льва Сиона.

"Раста", как правило, люди доброжелательные. Услышав заветное: "Hi, braa! Do you thin' about I-and-I?" любой "раста" непременно подойдет к вам, похлопает по плечу и найдет несколько теплых слов.

Религия "раста" была принята российскими хиппи и трансформировалась в неформальную общность близких по духу людей, как правило, культурных и образованных..
Вместе с тем, можно наблюдать попытки "подмазаться" под "раста" с целью объяснить себе и окружающим, почему человек злоупотребляет коноплей и ее продуктами.
Большинство наркоманов, выдающих себя за "раста" и использующих внешнюю атрибутику: характерные цвета в одежде, прическа "дредлокс" - практически ничего не знают об этом движении.

Раста отрицательно относятся к любым наркотическим веществам, считая их созданием дьявола, стремящегося посеять в душах людей гордыню и вывести их из теплых ладоней господа Джа. "Раста" не курят табак, не пьют алкогольные напитки, не употребляют такие наркотики как: героин, кокаин и амфетамины. "Раста" отрицательно относятся к психотропным препаратам и галлюциногенам (ЛСД, PCP и так далее).
Культура "растафари" может рассматриваться в качестве альтернативного подхода к борьбе с наркоманией. Особую роль здесь можно отнести на счет жестко контролируемого употребления конопли и ее продуктов в жестко очерченных рамках ритуалов и глубоко духовную этику взаимоотношений "раста" с окружающим миром.

Музыкальная культура "раста", включает все стили, которые входят в "root's", "рутс", "корни". Это в первую очередь, реггей.
Культовые фигуры "раста"-реггей: Боб Марли и Питер Тош. Большинство песен Боба Марли носят четко выраженную религиозную окраску.
Подробнее о движении "раста" (использовались материалы Евгения Штефана с небольшими дополнениями и исправлениями).

Происхождение. Гарвеитская Православная Африканская Церковь Маркус Гарви (Marcus Mosiah Garvey), уроженец Ямайки, негритянский националистический лидер, чья Всеобщая Ассоциация Улучшения Положения Негров (Universal Negro Improvement Association) стала самой известной организацей Черной Власти (Black Power) в 20-е годы. Хотя сам он был англиканского вероисповедания, но последователей своих подбивал рисовать Иисуса черным и организовывать свою собственную церковь. Дабы подчеркнуть, что новая церковь не является ни католической, ни протестантской, она была названа "православной".
Православная Африканская Церковь поддерживает тесные контакты с Русской Православной Церковью.

Маркус Гарви, судя по историческим книгам, был главным образом политическим деятелем, выступавшим за экономическое равенство черной и белой рас. Но, в устной традиции, он предстает перед нами как помазанник Божий, пророк и предтеча Хайле Селассии. В дополнение к многочисленным чудесам и пророчествам, ему приписывают предсказание, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь" и принесет справедливость угнетенным. Когда эфиопский принц (Ras) Тафари был коронован в качестве императора (Haile Selassie I), многие жители Ямайки объявили пророчество Гарви свершившимся - так родилось движение Рас Тафари.
Гарви был тогда еще жив, хотя его движение в основном затухло, а сам он был заключен в тюрьму по обвинению (впоследствии опровергнутому) в финансовом мошенничестве. Гарви не был поклонником Хайле Селассие, и, видя, что рабство все еще существует в Эфиопии, нападал на растафарианитов как на безумных фанатиков. Те, однако, несмотря ни на что, продолжали почитать его, замечая, что даже Иоанн Креститель сомневался насчет Христа.

Ранний мистический опыт Раста подчеркивал непосредственное присутствие Джа внутри "дрэда" (богобоязненного человека). Понятие о боге было выражено с величайшей тонкостью (хотя не все Старцы правильно различали сущность и энергию). Посредством союза с Джа, дрэд становится тем, что он на самом деле есть, но никогда прежде не был, а процесс самооткрытия возможен только через раскаяние. По этой причине раста никого не обращают в свою веру, но полагаются на самопокаяние, ниспосланное Джа. Мистический союз с Джа выражался использованием местоимения "I-and-I" (которое может означать "я", "мы" или даже "ты", но так, что в этих "я", "мы", "ты" присутствует Джа) или просто "I", что также нехарактерно для ямайского диалекта английского, в котором в качестве местоимения первого лица выступает "me".
Многие раста жили (и живут по сей день) в буше, в лагерях, управляемых Старцами. Некоторые из этих лагерей разделены по половому признаку и напоминают монастыри. Чаще же, они построены по подобию западноафриканских деревень. Дрэды придерживаются "ital" - своебразных правил питания, основанных на Пятикнижии, или же соблюдают какой-нибудь духовный закон. Мужчины обычно носят бороду. Это не было принято на Ямайке в классический период и становилось причиной социальной и религиозной дискриминации, так что тех раста, которые имели работу и не носили бороду, скрывая свое вероисповедание, называли "лысолицыми" ("baldfaces").
Широко известные "дрэдлоки", характерная растаманская прическа в классический период носили лишь немногие дрэды.
Среди немногих вещей, в которых все старцы соглашались, было то Хайле Селасси являеся "божественным" (хотя велись многочисленные споры, что конкретно это означает), а также что он намеревается возвратить всех негров Нового Света в Африку. Хотя понятие репатриации носило скорее мистический характер, но все Старцы тогда (как и сегодня), ожидали возвращения и в прямом смысле слова. Это придало Растафари открыто политическую окраску: все растафарианиты, без исключения, хотели немедленно эмигрировать в Эфиопию. Эта ситуация ни на что более не походила, кроме как на сионизм, и это уже было слишком для властей Ямайки. Однако это было не революционное движение, требующее власти для тех или иных групп людей. Девизом Раста было: "Let my people go!" ("Отпусти мой народ!").

Ситуация особенно обострилась после 1954 года, когда правительство опустошило растафарианитское мини-государство под названием Pinnacle ("пиннейкл", "башенка", "вершина", "кульминационный пункт"), управлявшееся Старцем Леонардом Хауэллом в традициях западноафриканских вождей. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона, и таким образом крестьянское сельское сепаратистское движение внедрилось в столичные гетто.
В конце 50-х - начале 60-х некоторые доведенные до отчаяния раста отказались от доктрины ненасилия, мира и любви, проповедовавшейся великими Старцами. Эти воинственные дрэды устроили целый ряд восстаний, и в конце концов кровопролитные столкновения между раста и британскими солдатами исказили мирный характер истории движения.


Заимствованна из статьи Александра Драчева с небольшими дополнениями.

Обладая "просветленным умом", "раста" по-своему видят Ветхий Завет и традиционно употребляют термины "культура", "идентичностъ" и "корни".

Оспаривать их суждения настолько же неразумно и бессмысленно, насколько вступать на улице в спор с родным, "доморощенным" славянофилом.

Тем более, что эти рассуждения совершенно характерны для любого нормального почвеннического движения подобного типа.

Но им сильно хочется верить - до того безудержна в своем великолепии Африка, а рэггей, в свою очередь, уникален парадоксальным, на первый взгляд, но очень органичным соединением Великого ритма Черного континента, его истинного духа и культуры с политическими прокламациями в духе Маркуса Гарви и Нельсона Манделы - и все это на ярком и мощном религиозном фоне!

Мы будем, по мере сил и возможностей, говорить о растафаризме, имея ввиду оба аспекта, т. к. только таким образом ножно попытаться вникнуть в суть ззотерического, мистического смысла растафари.

Хайле Селассие I, последний император Эфиопии - живой бог, находящийся в мире; Хайле Селассие I всемогущ, ему подвластна любая энергия, включая и ядерную. Чернокожие - это эфиопы в изгнании, новое воплощение древних иудеев, избранный народ Израиля. Рай для черного человека не на небе, а здесь на Земле - в Эфиопии. Узловым моментом расты является репатриация - возвращение черной расы на родину, на его землю обетованную. Но в данном случае, было бы неправильно и наивно понимать репатриацию в буквальном смысле этого слова. Когда говорят, что репатриация неизбежна, имеют в виду возрождение духовной культуры Африки в душе человека через возврат к его корням. Это - репатриация созания.

Предвестниками культа считаются двое: Александр Бэдуорд, всполошивший Кингстон своими мистериями, и Маркус Гарви, всемирно известный основатель движения за репатриацию афро-американцев. В 1927-1935 гг. Гарви, "временный президент Африки", высланный из США, проживал на родном острове. В этот период он часто выступал с речами в парках Кингстона. Его сочинения ходили по рукам. Пламенные религиозные воззвания Гарви и невнятные религиозные пророчества Бэдуорда стали частью городского фольклора Ямайки.

В общинах растаманов культивировались не только музыка, но и художественные ремесла и искусства, определившие весь облик современной ямайской культуры, но лишь рэггей смог выйти за пределы Ямайки, покорив мир и сделав "культуру растафари" явленнем поп-культуры.

Со взлетом рэггей, растафаризм обретает поклонников повсюду, где проживают цветные общины, т.е. не только в США и Европе, но и даже среди молодежи "маори" в Новой Зеландии и аборигенов Австралии.

Растущая популярность рэггей была объективно связана с творчеством Боба Марли.
Боб Марли (Роберт Неста Марли) родился 6 апреля (по паспорту 6 февраля) 1945 года на Ямайке. В 16 лет Марли познакомился и записал несколько своих песен с ветераном ямайской музыки Джоном Хиггсом. С этого времени Хиггс оказывает на Марли огромное влияние и, будучи его другом и, в каком-то смысле, наставником, учавствует практически во всех музыкальных мероприятиях Марли. Так, в 1963 году при помощи Хиггса он создал команду ТНЕ WAILERS, куда помимо него вошли: Питер Тош, Банни Ливингстон, Джуниор Брэйтуэйт и Беверли Келсо. В 1965 году THE WAILERS сократились до трио (Марли, Тош, Ливингстоун), а в 1966 году - распались.

Марли уезжает в Штаты, но вскоре возвращается и воссоздает THE WAILERS. К 1971 году THE WAILERS очень популярны на Ямайке, но практически неизвестны за ее пределами. Марли и Хиггс организуют собственную фирму грамзаписи "Tuff Gong". А в 1972 году - выходит альбом "Catch a Fire" - первый успех и признание в Соединенных Штатах. 1973 - гастроли по США, уход из THE WAILERS Тоша и Ливингстоуна, начало их сольной карьеры. 1974 г - Боб Марли и все тот же Джон Хиггс набирают женское вокальное трио и в мировое турне по Европе Африке и обеим Америкам отправляется вновь созданная команда BOB MARLEY AND THE WAILERS.

К середнне 7О-х гг. Марли стал признанным лидером рэггей. В Великобритании практически все его новые вещи входили в ТОР 40 (No Woman No Cry 1975; Exodus, 1977; Waiting In Wain, 1977; Satisty My Soul, 1978) и в TOP 10 (Jamming, 1977; Punky Reggae Party, 1977; Is This Love, 1978), а в США его альбомы неизменно занимали высокие места и пользовались невероятной популярностью в сфере интеллектуальной элиты. На Ямайке же Марли стал культовой фигурой, его политические и религиозные выступления публика воспринимала как откровения святого. 1980 г. - отмена американского турне из-за болезни - рака мозга и легких.

11 мая 1981 года, Боб Марли, невероятно талантливый музыкант, умер...

Особое вннманне следует уделить предсмертному альбому "Uprising", вышедшему в 1980 году. Практически все песни, входящие в него, производят сильное впечатление - "Uprising" стал последней вершиной музыканта.

Помимо Боба Марли, неискушенному в рэггей любителю настоятельно рекомендуются для прослушивания: Peter Tosh (в первую очередь), BURNING SPEAR, ALFA BLONDY и BLACK UHURU и др...
Категория: Растафарианство | Добавил: Pozd11 (18.02.2010)
Просмотров: 10074 | Комментарии: 2 | Теги: раста
Всего комментариев: 1
1  
http://smoke.club-rasta.ru

Имя *:
Email *:
Код *:
Наши Друзья
Реклама
Баннер
Эзотерический блог




Конструктор сайтов - uCoz